Новости5.04.2020 г. К 125-летию со дня рождения первого профессионального художника среди ингушей Хаджи-Бекира Ахриева 09.04.2020 К 125-летию со дня рождения первого профессионального художника среди ингушей Хаджи-Бекира Ахриева Ингушское изобразительное искусство, как и искусство многих других малых народов, зарождалось при советской власти. Становление национального изобразительного искусства Ингушетии, а также формирование и развитие художественного мировоззрения теснейшим образом связано с историей, религиозными обычаями, этическими нормами и эстетическими ценностями народа. Как говорят искусствоведы, специфика искусства как раз и состоит в том, что «по своей природе оно являет собой самый главный компонент духовной культуры, воплощающей многообразие проявлений человеческой деятельности». Искусство — это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает каждого из нас соучастником событий давно минувших дней. А это так важно сегодня ингушам, строящим свою республику. В своей книге «Традиционная культура: история и современность» экс-президент Республики Ингушетия М. М. Зязиков пишет: «Являясь производной и составляющей русской живописи конца XIX века, первая ингушская профессиональная живопись сыграла «просвещенческую» роль в регионе, а ингуши выступили «народом-медиатором», впитавшим в себя специфику разных частей кавказской цивилизации, вносящим в ее развитие свою долю и соединяющим их». В этом смысле наиболее показательно творчество одного из основоположников профессиональной художественной традиции Ингушетии Хаджи-Бекира Ахриева, о котором мы хотели бы рассказать в этом небольшом материале. Хотелось бы обратить внимание наших читателей, что для того чтобы составить полный творческий портрет художника Ахриева, автору пришлось посредством интернета ссылаться на воспоминания его современников, так как работ его практически не сохранилось. Как мы знаем, первыми профессиональными художниками среди ингушей принято считать Хаджи-Бекира Ахриева и Гази-Магомеда Даурбекова, которые были награждены посмертно орденом «За заслуги» Указом Президента Республики Ингушетия от 18 мая 2005 года. Эти выдающиеся деятели культуры, безусловно, оставили заметный след в истории живописного искусства нашего края. Хаджи-Бекир Бачиевич Ахриев ещё до революции стал выпускником скульптурного отделения Строгановского художественного училища. Вернувшись в Ингушетию после учебы в 1917 году, дипломированный художник-скульптор Ахриев стал одним из создателей краеведческого музея в Грозном. Здесь он занимался художественным творчеством и участвовал в музейных историко-этнографических экспедициях. Помимо этого, молодой художник активно вёл революционную борьбу и был участником партизанского движения Ингушетии. И эта власть, которую он так рьяно защищал, в 1934 году репрессировала его по необоснованному доносу и отправила строить Беломорканал, где он и умер в заточении через несколько лет. Родился Хаджи-Бекир Ахриев в селении Фуртоуг в начале апреля 1895 года, в самом сердце горной Ингушетии, в 30 километрах от Владикавказа. Нельзя не быть художником, живя в местах, овеянных легендами. Здесь, на месте крепости Дарьяльского ущелья, предки ингушей отбивали атаки римских, арабских и монгольских полководцев. Здесь испытывали силу своего оружия и кочевники из Закавказья. Одним словом, Хаджи-Бекир рос среди сказочных скал и ущелий, усеянных средневековыми башнями и склепами. В девятилетнем возрасте мальчик был отдан родителями во Владикавказское Первое реальное училище, которое он на «отлично» окончил в 1912 году. Затем Х-Б. Ахриев уехал в Москву и поступил в художественно-ремесленные учебные мастерские, состоящие под августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны. В 1916 году Хаджи-Бекир успешно окончил четырехлетний курс практических работ по скульптурному делу и курс специальных художественных предметов, после чего вернулся на родину. Воспитанник одного из престижных учебных заведений того времени, он относился к числу ведущих представителей национальной интеллигенции, которая не могла оставаться в стороне, когда на Кавказе решался вопрос: быть или не быть революции. Как отмечали его сверстники, Хаджи-Бекир Ахриев воспринял подобный переворот в стране как нечто давно назревшее и закономерное. Поэтому важным аспектом творчества художника был разносторонний интерес к событиям, происходящим на его родине, выразившийся в многочисленных этюдах и картинах, на которых исключительно объективно и достоверно запечатлены яркие эпизоды этого смутного времени. При этом Х-Б. Ахриев акцентировал свое внимание не только на исторических событиях того времени, реальным участником которых он был, но и делал наброски разрушенных башенных построек, склепов, археологических предметов, что представляло бесценный интерес знатоков художественной росписи. Эти сюжеты детально фиксировали на холстах древнейшие ингушские памятники материальной и духовной культуры. Поэтому не случайно на краевой конференции работников культуры в 1925 году всеми членами жюри было отмечено, что «товарищ Ахриев показал, как развивается тематика художественных произведений, начиная от изображения башен, быта в горах и отражения новых актуальных моментов, таких как жизнь колхозов». Оценивая творческий подход Х-Б. Ахриева к решению поставленной задачи, представители высшей элиты страны на титульном листе конференции оставили такие замечания: «Самобытен и очень индивидуален творческий почерк Ахриева в живописи. Здесь он больше поэт, чем художник. Это ярко видно в композициях его картин, трактовке и обрисовке образов, колорите красок. И что самое примечательное: и те и другие художественные средства в произведениях ингушского художника работают в полном согласии и единстве. Ни одна деталь у автора не лишняя, каждая работает на идею, тему и мысль. Для художника Ахриева важно гармоническое единство человека и природы, ему ближе всего природа горной Ингушетии и ее люди. Это ярко проявляется во всех его работах». С 1927 года Х-Б. Ахриев активно участвует в археолого-этнографических экспедициях с известным археологом Л. П. Семеновым и кавказоведом Е. И. Крупновым. «Талантливый ингушский художник Хаджи-Бекир Ахриев, активный участник наших экспедиций, прекрасный знаток быта местного края…», — так писал о нем профессор Леонид Петрович Семенов. А в своем предисловии к ингушским сказаниям, опубликованным в 1968 году, известный кавказовед, академик, автор книги «Средневековая Ингушетия» Е. И. Крупнов писал так: «Вниманию читателей я хотел бы предложить четыре ингушских сказания, записанных мною 35 лет назад в аулах Салги, Шуане, Эгикале в переводе постоянного участника указанных экспедиций художника Хаджи-Бекира Ахриева, которому я обязан своим ранним и непосредственным знакомством с прекрасной природой Ингушетии и с образцами устного народного творчества ее народа. Публикацией нескольких ингушских сказаний я бы хотел отдать дань глубокого уважения к памяти этого оригинального ингушского художника и замечательного человека, безвременно погибшего в 30-е годы». Отсюда мы видим, что Хаджи-Бекир Ахриев всюду, где бы он ни был, оставлял о себе только теплые воспоминания. В 1932 году Х-Б. Б. Ахриева назначают директором Ингушского музея краеведения во Владикавказе. Под его руководством музей стал ведущим центром, в котором сконцентрировалась основная научно-исследовательская деятельность Ингушетии. Но в 1934 году Ингушскую автономную область объединяют с Чеченской, в результате город Владикавказ, где находились все административные и культурные учреждения Ингушетии, а также мастерские художников Ахриева и Даурбекова, попал под юрисдикцию Осетии. Такая необдуманная перестановка политических властей смешала все дальнейшие планы развития Ингушетии, а интеллигенции это коснулось в первую очередь. По этому поводу сокрушались многие общественные и тейповые комитеты, только государственным органам не интересно было их мнение. Надо сказать, что путь, проделанный художником, был труден, противоречив, как и вся история ингушского народа. В новой столице Чечено-Ингушетии — городе Грозном, приходилось все начинать сначала. Ингушские художники Х-Б. Ахриев и Г-М. Даурбеков оказались без мастерских, квартир и работы. Художники пытались открыть детскую студию изобразительных искусств, но их начинания никто не поддержал. Вот как характеризует положение, в котором оказалась ингушская интеллигенция в то время, журналист М. Мухтаров: «Изобразительному искусству в нашей области вообще не уделяется внимания. О студии изобразительных искусств говорили очень много, но не создали до сих пор. А между тем, по отзывам ингушских живописцев Даурбекова и Ахриева, они в аулах наталкивались на, безусловно, талантливых юношей, из которых после выучки вышли бы незаурядные художники и скульпторы. Непонятно, почему областной отдел народного образования проявляет такое равнодушие к людям искусства?». Х-Б. Ахриев, несмотря на тяжелую ситуацию, продолжал работать, однако только одно признание его способностей определенными кругами творческой интеллигенции не способствовало решению многих материальных проблем художника. Хаджи-Бекир имел большую семью, пятерых детей, жену-домохозяйку и престарелых родителей. И чтобы содержать их, он вынужден был сдавать свои изделия в сеть мелких торговых лавок за гроши. Но при всем при этом Хаджи (так по-свойски звали его друзья) не отчаивался и в трудные моменты брал в руки книгу и читал. По-видимому, любовь к истории, народным сказаниям и чтению также была семейной традицией Ахриевых. По этому поводу его друг и коллега Гази-Магомед Даурбеков вспоминал: «Хаджи-Бекир был очень живым и подвижным человеком. Брался за все и не отчаивался. Свои живописные произведения он создавал по собственным впечатлениям, а также по рассказам очевидцев революционных событий, что давало ему возможности приобретать богатый материал для написания целого ряда батальных картин, в которых он выступал смелым реформатором этого жанра. С окружающими Хаджи был очень любезен и вежлив. Много читал старинные книги, а после прочтения мог долго рассказывать своим друзьям о той пользе, которую он получает от книг. Он часто говорил: «Была бы моя воля, я бы всем людям наравне с хлебом давал бы книги, чтобы они побольше читали и обогащались духовно». По словам ведущих искусствоведов страны, наиболее значимым периодом его творчества были 30-е годы прошлого столетия. Именно тогда Х-Б. Ахриевым был разработан проект памятника, посвященного ингушским революционерам. Дело в том, что, как рассказывают историки, представители власти «вспоминали» о нем только в тех случаях, когда возникала необходимость срочного выполнения идеологической задачи: например, создание памятника погибшим во время гражданской войны воинам-ингушам. Так вот, оказывается, Ахриев разработал блестящий проект такого монумента, который планировали установить в селении Базоркино (Чермен). Однако этот проект по неизвестным причинам так и остался нереализованным. Также в этот период им были написаны такие картины, как «Бой под селениями Сурхохи и Экажево», «Совнарком Горской республики в горах в 1919 году», «Бой ингушей с деникинцами в 1919 году», «Защита аула Эбан в 1830 г.», «Колхоз в горах», «Женщины, идущие на покос», «Храм Тхаба-Ерды», «Моление на Столовой горе», «Изготовление ковра», «Лечение сумасшедшего» и другие работы, которые были представлены публике во время проведения первой краевой олимпиады в Ростове-на-Дону, вызвав большой интерес как у профессиональных художников, так и у зрительской аудитории. Названия представленных на выставке работ свидетельствуют о сюжетно-тематическом разнообразии творчества мастера. Организаторы этого грандиозного по тем временам мероприятия говорили, что основная цель этой выставочной олимпиады состояла в выявлении национальных талантов и определении основных путей культурного развития кавказских республик. Для участия в этом форуме были приглашены художники из Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Пресса тех лет отмечала: «Во время художественной олимпиады была продемонстрирована изобразительная выставка, на которой преобладающее значение имели картины художника Хаджи Ахриева. Было видно, что творчество Ахриева проделало большой путь от зарисовок башен до острого вскрытия современных тем». «Художник, непосредственно принимавший участие в гражданской войне, правдиво отразил в своих картинах, написанных в фольклорной манере, все пережитое им, раскрыл героику и драматизм того времени. Сочетание ярких цветов с холодными темно-синими тонами создает особую эмоциональную атмосферу в работах мастера. Они для ингушской истории не только произведения искусства, но и исторические документы». «Пейзажи Ахриева, выполненные в технике акварели, свидетельствуют о фантастическом, сказочном, а порой мистическом мире его творчества». В различных газетных публикациях тех лет, сохранившихся до наших дней, очень тепло говорится о картинах нашего художника. Вот некоторые отзывы о его творчестве. Известный художник и искусствовед Б. Веймарн, оценивая работы нашего соотечественника, пишет: «Большой интерес представляют картины художника из маленькой республики под названием Ингушетия. Работы Хаджи-Бекира Ахриева — это экспрессивная трактовка фигур, снежный вихрь, застилающий неясные очертания горных скал, композиционное развертывание сюжета по диагонали, всё, что в конечном итоге придают изображению неповторимую выразительность». Надо отметить, что на этой выставке картины Ахриева были высоко оценены не только публикой, но и строгой комиссией, и ингушский художник завоевал там первое место. Хаджи-Бекир Ахриев был человеком разнообразных дарований. Он занимался не только живописью и скульптурой, но также обладал секретами уникальной графики. При создании своих полотен ингушский художник мастерски использовал разные техники: карандаш, акварель, масло, но, будучи скульптором по профессии, он много и плодотворно работал в области декоративной скульптуры, к которой традиционно относится малая пластика, в частности резьба по кости. Изо дня в день, совершенствуя свои знания и навыки, Хаджи-Бекир делал различные миниатюры: медальоны, кулоны, табакерки, пуговицы, трости, шкатулки, броши, которые отличались высоким мастерством и изяществом. Судя по воспоминаниям его современников, Ахриев был виртуозным резчиком по слоновой кости и кабаньему клыку. Известный чеченский писатель и историк-исследователь Халид Ошаев вспоминал: «По своему характеру Хаджи-Бекир Ахриев был молчаливым, необыкновенно вежливым человеком. Однажды я спросил у него, почему он мало пишет картины маслом. Хаджи-Бекир молча полез в карман и достал оттуда горсть миниатюр из слоновой кости. «Вот моя настоящая специальность», — с улыбкой на лице сказал мне Хаджи-Бекир. Это была удивительно изящная, тонкая резная работа, от которой невозможно было оторваться. Не зря же ведь про художника Ахриева говорили, что он воскресил искусство старых мастеров Чечено-Ингушетии. Ахриев Хаджи-Бекир был талантливым мастером на все руки, замечательным человеком, отличным товарищем и другом, настоящим патриотом Кавказского края и родного народа. Его арест и преждевременная смерть — это был огромный и невосполнимый удар ингушскому искусству и его народу». В 1934 году Хаджи-Бекир по чьему-то доносу был арестован НКВД и в качестве политического ссыльного отправлен на строительство Беломорканала. О дальнейшей жизни художника, вплоть до его трагической смерти, ничего не известно. По всей вероятности, он разделил роковую судьбу миллионов невинных жертв, годами прозябавших в сталинских лагерях. По разным источникам информации, дошедшей до наших дней, жизнь отважного революционера, талантливого художника и скульптора, арестованного за свою гражданскую позицию, оборвалась в лагерных застенках, предположительно, в 1939 или в 1940 году. И лишь в 1962 году художник был реабилитирован посмертно. Из открытых источников видно, что ко времени ареста Хаджи-Бекиром было написано более двухсот живописных картин, портретов и этюдов, изготовлено большое количество произведений декоративно-прикладного искусства, скульптур больших и малых форм. К большому сожалению, судьба его уникальных произведений оказалась не менее трагичной: большая часть коллекции была сожжена при аресте, а то, что по крупицам удалось собрать в последующие годы, было уничтожено во время боевых действий на территории Чечни. Стало известно, что некоторые его работы в 1986 году были переданы семьей Ахриевых в дар Чечено-Ингушскому музею краеведения — нож для разрезания бумаги и восемь перламутровых пуговиц с изображением лица ингушки. Вместе с этими реликвиями хранилась тогда в главном республиканском музее Чечено-Ингушетии очень ценная экспозиция картин и изделий, изготовленных Ахриевым в разные годы, но при первой же бомбёжке центральной площади города Грозного здание музея было разрушено, и спасти эти уникальные вещи сотрудникам хранилища не удалось. Говорят, что в частных коллекциях за пределами Ингушетии находятся его картины, акварели и некоторые произведения декоративно-прикладного искусства, но натолкнуться на их след пока не удается. Правда, недавно выяснилось, что в Ставропольском государственном объединенном краеведческом музее находятся несколько акварельных работ ингушского художника, три копии из которых руководство Ставропольского края подарило нам к очередному юбилею образования Республики Ингушетия. А в самой Ингушетии из богатого наследия творчества Х.-Б. Ахриева, к большому сожалению, ничего не осталось. Не секрет, что в основе выдающихся живописных работ современных ингушских художников Мурата Полонкоева, Руслана Мамилова, Зелимхана Эсмурзиева и многих других лежат методы творческого воплощения, перенятые у своих знаменитых предков, первопроходцев в ингушском изобразительном искусстве в лице Хаджи-Бекира Ахриева и Гази-Магомеда Даурбекова, которые оставили после себя богатое наследие, оказывающее благоприятное влияния на последующие поколения художников. В своих работах Хаджи-Бекир Ахриев воспевал лучшие качества, присущие вайнахам: личное мужество, любовь к свободе, верность данному слову, а также уважение к старшим и святость гостеприимства. Именно таким он был и сам — славный сын своего Отечества, талантливый живописец и скульптор, о творчестве которого мы сегодня, к сожалению, можем говорить только со слов и преданий людей, лично знавших и работавших вместе с ним или же по письменным отзывам художественных критиков и искусствоведов. Но то, что Хаджи-Бекир Ахриев за свою непродолжительную жизнь внес неоценимый вклад в становление и развитие ингушского национального изобразительного искусства, остается бесспорным фактом. Другими словами, творчество этой выдающейся личности стало символом вечного обновления и неразрывности исторической и культурной связи поколений. Источник:газета Ингушетия