61 год назад родился художник Оздоев Дауд Османович.

ozdoev_daud.jpg

Биография ОЗДОЕВ Дауд Османович

Родился в 1959 году.

Его путь в профессию художника был не прост. На незаурядное дарование подростка обратил особое внимание Н.М. Сухинов — опытный педагог художественной школы его родного поселка Карца Пригородного района СОАССР, ставшим его первым наставником. Впоследствии, после службы в армии, Оздоев посещает студию В.И. Суворова — ученика знаменитого художника М.Ф. Ларионова.

С 1984 года Дауд Оздоев сотрудничает с известными петербургскими графиками Т.К. Добровольской и Н.Г. Лебедевым. Много внимания он уделяет и самостоятельной учебе у великих художников прошлых веков. Изучение полотен старых мастеров, копирование произведений Рубенса в Государственном Эрмитаже способствовало росту его мастерства живописца и порождало интерес к постижению сложной и тонкой техники многослойного письма лессировками, получившей развитие во всей европейской живописи. В этом Дауд Оздоев усвоил уроки, присущие старой академической системе обучения, которая строилась на следовании классическим образцам.

     В произведениях искусства эпохи Ренессанс, в полотнах художников Фландрии Дауд Оздоев черпает многие творческие идеи и, подобно, своим предшественникам, вкладывает в свои «подражания» старым мастерам новое, современное содержание. Позднее через классику он выйдет на национальные корни, на народный эпос ингушей (или, как они себя называют, вайнахов), их историю и литературу.ozdoev_zakat.jpg

«Закат»

Каждая выставка живописи и графики Д. Оздоева — это заманчивое приглашение к путешествию по Кавказу, своеобразная прогулка по любимым местам художника. Дауд Оздоев предлагает вместе с ним созерцать кавказскую природу, тонко и деликатно обращает внимание зрителя на ее своеобразную красоту, приглашает вжиться в хрупкий мир очарования этой природы, раскрывает ее вечную ценность.

       Образ величественного и гордого Кавказа создал в свое время М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри». Средствами живописи одноименная картина Д. Оздоева «Мцыри» дополняет эмоциональный рассказ о глубоких потрясениях героя на пути нового обретения Родины, о его духовной силе и благородстве в борьбе с трагическими обстоятельствами жизни.ozdoev_assa.jpg

«Ущелье реки Ассы» 

Одно из главных мест в творчестве художника занимают пейзажи. В произведениях «Ущелье реки Асса», «Перед рассветом», «На горной дороге», «Утро в Ассинском ущелье», написанных с большим вдохновением и мастерством, представлены разнообразные планы и виды величественных кавказских гор, вьющиеся в теснине берегов быстрые реки, переливающиеся с одной скалы на другую родники.zimniy_etud.jpg

«Зимний этюд»

«Живописные сюиты» с изображением пейзажей Ингушетии Д. Оздоева поражают воображение. Удлиненный горизонтальный формат картин, помогает художнику дать не только широкий разворот пространства, но и придает пейзажу возвышенность и монументальность. Одним из главных выразительных средств живописи Оздоева является цвет. Особенности его колорита связаны с традицией русской живописи рубежа Х1Х-ХХ веков. Тонкие нюансировки цвета, богатство колорита соединяются с ясным и четким рисунком.

Акварели и гуаши Оздоева подкупают зрителя свободой, непосредственностью, а также задушевностью, присущими характеру самого живописца. В его произведениях «Зима», «Речка Шолхи», «Закат», «Осень», «Река Аздын» и многих других привлекает ясно выраженное чувство первозданной красоты и нетронутости южной природы. Графика художника отличается многоплановостью композиционного построения и одновременно бережным и внимательным отношением к передаче деталей, особой живописностью.

Национальные мотивы более всего можно ощутить в произведениях, навеянных народным эпосом. Среди них — «Кавказская легенда», «Чудесный источник Ховрахий», «Старинная мелодия». Здесь, на фоне кавказского пейзажа разворачиваются сюжетные композиции на темы ингушских сказаний и эпизоды из жизни предков — о воде святого источника, которую нельзя продавать, а можно лишь брать для больных и страждущих, о вечной теме материнской любви, о робком свидании любящих молодых людей у горного водопада. В свои панорамные пейзажи Д. Оздоев вводит изображения ингушей в старинных национальных костюмах, а также архитектурные памятники, подчеркивающие древность этой земли и ее историко-культурные ценности. Художник рассматривает их как неотъемлемую часть кавказской природы, живущую с ней единой жизнью.

«Портрет матери», написанный художником по памяти, уже после ее смерти, затрагивает чувства каждого человека. Это одновременно и портрет конкретной пожилой женщины, и обобщающий образ всех Матерей, перед которыми мы всегда в долгу.

Художник не боится экспериментировать с таким не популярным (и потому забытым в настоящее время) жанром живописи, как аллегория. Одно из удачных его полотен — «Ингушетия» с парадным портретом первого Президента Республики Ингушетия Руслана Аушева под Триумфальной Аркой Священного Храма Тхаба-Ерды. Детали картины представляют главные мотивы Ингушетии — государственные символы (флаг), этнографические (костюм, аксессуары и оружие), архитектурные (арка храма), а также пейзаж с изображением места будущей столицы Магаса (в проеме арки) и аллегорию изобилия, переданную по классической традиции венками из цветов и плодов этой прекрасной земли.

ozdoev_svyashennaya_grusha.jpg

«Священная груша»

В картине «Священная груша» художник в аллегорической форме повествует о потрясениях ингушского народа, сравнивая их с национальной святыней — изрубленной грушей, которая, несмотря на злые силы, стремящиеся ее уничтожить, возрождается вновь и вновь.

Д. Оздоев является наследником того поколения современной русской живописи, которое можно назвать романтиками. На фоне всеобщего увлечения в современной живописи теми видами и формами искусства, которые были характерны для европейской школы 10-20-х гг. XX в. — абстракционизма, футуризма, дадаизма и их разновидностей, Оздоев продолжает традиции реалистической живописи XIХ-ХХ вв.

Природа самого художника далека от всего модного, случайного и обыденного, его произведения вовлекают зрителя в мир возвышенного и совершенного.

Реализм художника не означает, что он не уделяет внимания особенностям собственно живописного и пластического языка, той доле условности, без которой искусство перестает быть искусством. Его рисунок точен, а мастерство живописи и композиции неоспоримы.

В своем творчестве Д. Оздоев, пройдя долгим путем усвоения опыта многих выдающихся художников западноевропейской и русской школы живописи и осознав себя как часть мирового наследия, создал собственный стиль, благодаря которому его произведения легко узнаваемы.

У Дауда Османовича трое детей, которым он хочет оставить свое честное имя человека и художника, перед которыми он чувствует свою ответственность. И в жизни, и в творчестве он выбирает Красоту, Добро и Веру в Счастье.

Выставки:

1994 г. — Выставки в США: DIZAIN-ART (Хьюстон), WEB-GALERY (Кросби)

1996 г. — Персональная выставка в Ингушском Государственном музее изобразительных искусств, г. Карабулак (24 работы закуплено для фондов музея)

1998 г. — Участие в выставке «Художники Ингушетии», г. Уфа

2000 г. — Персональная выставка в Ингушском Государственном музее, г. Назрань

2000 г. — Участие во Всероссийской выставке «Навстречу третьему тысячелетию», Дом художников, г. Москва

2001 г. — Персональная выставка в Мраморном зале Российского Этнографического музея, г. Санкт-Петербург

Работы художника находятся в частных коллекциях США, Англии, Германии, Норвегии, Швеции, Австралии, Австрии, Финляндии, Латвии и России.