День рождения Народного художника Имагожева Хож-Ахмеда

imagozhev.jpg

 

Х-А. Имагожев родился в с. Насыр — Корт Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году окончил Северо-Осетинское художественное училище. Еще в студенческие годы начал самостоятельно заниматься живописью.

Природа одарила его глубоким умом и разнообразными талантами. Сам он добавил образование, огромное трудолюбие и невероятную работоспособность. Кроме занятий любимой живописью Хож-Ахмед занимается изучением ингушского языка, восстановлением утраченных старинных форм национальных костюмов, он — автор научных публикаций по этнографии Ингушетии, и ко всему прочему много лет преподает в детской художественной школе г. Назрань.

Х-А. Абдул-Саламович начал принимать участие в выставках с 1978 года. Он участвовал во многих художественных выставках, проходивших не только на территории Ингушетии, но и за ее пределами. Его работы хранятся в Ингушском государственном музее краеведения им.Т.Мальсагова, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, в музее–Мемориале жертвам политических репрессий, в музеях Чувашии, Башкортостана, Татарстана, Северной Осетии, Москвы, Ставрополя и других регионах России, в частных коллекциях: в  Дании, в Великобритании,  Казахстане.

Х-А. Имагожев один из крупнейших живописцев Ингушетии, представитель лирического направления в национальном пейзаже. И хотя он работал в разных жанрах живописи, совершенно очевидно, что история родной земли, родного края, быт своего народа стали основой его творчества.

      Его всегда интересовала история своего народа, у него очень индивидуальный подход ко многим вопросам, он везде ищет свои решения и никогда не идет по проторенному пути. И потому, его работы не спутаешь ни с какими другими. Работы на исторические темы он стал писать с конца 80-х. Первой работой на историческую тему является картина «Войска гаргареев». Многие из его работ очень популярны.  Например, картина «Шелковый путь». Она является украшением фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия.                                                                               

Великий шелковый путь возник по инициативе китайского императора У-ди, нуждавшегося в породистых лошадях для войска. Таких коней увидел во время своего посольства в Среднюю Азию сановник Чжан Цянь. Он  же  доложил императору об отсутствии в других странах шелкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шелк в обмен на прекрасных коней, а также  сладкие плоды, вино и др. В 121 г. до н. э. первый верблюжий караван с шелком и бронзовыми зеркалами тронулся в путь.

На картине «Шелковый путь» изображен отрезок Великого шелкового пути, проходившего через древний Магас. Город Магас являлся самым крупным мегаполисом мира по своему политическому, экономическому и географическому значению. Он принадлежал ингушам. Мы видим караван, идущий вдоль крепостных стен Магаса. Его встречает военный дозор. Здесь торговля в самом разгаре. Кто-то — покупает, вторые — продают, а третьи ведут обмен товарами.

Великий шелковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая. Он, к примеру, служил проводником в диффузии различных инноваций, в том числе в искусстве, религии, технологии.

Не менее популярна картина Имагожева «Строительство башни». Более 6 лет шла работа над этим полотном. Эта картина помимо своей художественной ценности может служить образцовым учебным пособием в строительстве башен. Здесь мы видим, как древние строители делают каменную кладку, другие подвозят камни и обтесывают их. Процесс строительства представлен во всей его последовательности. Но дело не в этом. Перед нами предстает величие происходящего, поскольку создаваемое ими, простоит века и потому, оно принадлежит потомкам.  Пусть те строители не думали об этом, они просто добросовестно и от души делали свое дело. Но художник, писавший их, протянул живую нить времени в вечном пространстве и сделал это с той же долей добросовестности и таланта, как и герои его произведения.

Крайне увлекательны картины Хож–Ахмеда, сюжетами которых является народный фольклор: былины, древние сказания, сказки и притчи. Оригинальные произведения: «Янд – строитель башни», «Диалог Сисега-Солса с лаской», «Калой-Кант поверженный».

sxgrCxsNyTbF99.jpgНа картине «Сисега-Солса с лаской» (си – огонек, сега – зажигать по Х.-А.И.) изображен могучий Сисега-Солса в одежде воина тех далеких времен, беседующий с лаской, та в свою очередь, устроилась напротив него на большом камне.  Очень живы и органичны  их фигуры. Сюжетом этой работы  стала  одноименная легенда.

— Во что ты оцениваешь меня? — спросил могучий Сисега-Солса у ласки.

— В опасную ночь ты стоишь собаки, — ответила ласка.

Рассерженный ее ответом, Сисега-Солса ударом шашки отсек от скалы большую глыбу. Люди становились молиться в том месте, где был сделан удар шашкой, так как это место точно указывало направление на юг.

Как было сказано выше, Имагожев пишет в разных жанрах живописи. Он пишет пейзажи. Они бывают  индивидуальны — не документальная фиксация, а личностное восприятие автора.

amazonka.jpg

В портретах «Девушка в курхарсе », «Амазонка» (картина «Амазонка» по признанию специалистов и ценителей искусства является одной из лучших работ художника) лица необыкновенны, таких не встретишь в повседневной жизни. Автор ищет образы, воплощающие в себе женскую суть. Она — мать, она — сестра, она — дочь, она — продолжательница рода.

Его творческий путь — постижение основ искусства живописи, время преодолений, побед, истового служения искусству.

Многочисленные живописные работы Имагожева вызывают глубокий интерес у зрителей   и коллег по творческому союзу. Разнообразные по темам и техникам они представляют тот замечательный пласт искусства, который ныне прошел проверку временем и по достоинству оценен современниками.

Секрет успеха Имагожева в живописи — в его любви к искусству и в непрестанном служении ему всеми силами своей души и таланта.

Жажда жизни, замечательные человеческие качества делают Хож- Ахмеда Абдул-Саламовича  Имагожева человеком удивительным и уникальным в своем роде.

— Хож-Ахмед Имагожев – это человек, чью значимость и величие мы, его современники, пока не осознаем, — говорит Люба Тумгоева – директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия. – Это художник, чей несомненный талант и трудолюбие, высокие человеческие качества, такие как любовь, к своей родине, своему народу, скромность и желание сохранить память о прошлом ингушей для нас — сегодняшних и будущих поколений, дает ему право быть гордостью всего народа. Почти каждая его работа – это экскурс в прошлое, нить, связующая с настоящим, это мифы и легенды ингушей и отдельная захватывающая история. Талантливый и увлеченный человек во всем, за что он берется, Хож-Ахмед Абдул-Саламович не признает полумер. Прежде чем браться за кисть, он тщательно изучает историю сюжета, много читает, изучает фото- и документальный материал. Именно в этом кроется секрет загадочности и неповторимости его картин.

                                                                                    Марина Ведзижева,

                                                         искусствовед Государственного музея

                                                                            изобразительных искусств

                                                                                 Республики Ингушетия