118 лет со дня рождения Салмана Озиева

               Картинки по запросу "Озиев Салман"Имя выдающегося ингушского писателя Озиева Салмана Исмаиловича известно с тех пор как начала зарождаться ингушская литература. Будучи еще совсем молодым, оставшись без родителей, когда на его плечи легло тяжелое бремя сиротства Озиев Салман сделал для себя жизненный вывод, что только учеба, стремления к знаниям дадут человеку просветление и что он не сбъется с прямого пути, поможет выжить.

  Озиев Салман Исмаилович родился 1 февраля 1904 г. в с. Гамурзиево Назрановского округа Терской области. Вырос в окружении известных знатоков (теологов) ислама, у которых научился основам вероучения.

Его отец Озиев Исмаил Экиевич являлся одним из активных участников гражданской войны на Северном Кавказе. Будучи выпускником  медресе известного улема Усмана-Хаджи Наурского в скором времени в Ингушетии он стал известным исламским ученым (теологом). С 1898 по 19191 года а Озиев Исмаил был имамом трех мечетей. В1898 году и 1901 году совершил два поломничества (хадж) в святыню ислама Мекку.

Дядя Салмана Ильяс был муллою с. Гамурзиево. Преподавал в сельском  медресе выпускниками которой были такие известные улемы как  Наурузов Хаджи-Али из с.Кантышево, Дзортов Эскархан из с.Барсуков, Имагожев Хасбулат из с.Насыр-Корт, Куркиев Магомед Кутиевич из с.Гамурзиева, Сапралиев Али и Сагов махмуд из с.Назрань. Учился в этом медресе и Салман Озиев.

В течение 10 лет Салман изучал арабскую грамоту, основы ислама и чтение Корана. В то время он одновременно постигал две грамоты – арабскую в медресе и русскую в общеобразовательной школе распологавшейся в Крепости.

В начале ХХ века в Ингушетии была только одна общеобразовательная школа в Крепости открытая еще в 1868 году. Салман рассказывает: «Учась в этой школе мой интерес начал тяготеть к русскому языку и литературе. Я начал интересоваться стихами, рассказами, поэмами. Творчеством М.Лермонтова, А.Пушкина, А.Чехова, Л.Толстова и Тургенева». Впоследствии он рассказывал: — До полудня я учил русский язык, а после полудня арабский язык.  

В июне 1923 года Салман поступает на организованные курсы для подготовки народных учителей, где знакомится со старейшим преподавателем ингушского языка и основоположником ингушской поэзии Темботом Бековым. Обучаясь на курсах, он получает возможность подолгу слушать и беседовать с основателем этих курсов, одним из основоположников ингушской литературы и филологии Заурбеком Мальсаговым. Стоит упомянуть, что именно Тембот Беков и Заурбек Мальсагов передали молодому одарённому юноше любовь к культуре родного народа которую поэт пронёс через всю свою жизнь.

В 1924 году Салман Озиев впервые на ингушском языке написал поэму «Урдувеи Тамареи». С той поры начался творческий путь писателя.

С начала 1920-х годов прошлого столетия Озиев Салман принимает активное участие в общественно-политической жизни Ингушетии. Занимая ответственные посты в системе народного образования и просвещения Салман Озиев постоянно жил интересами своего народа. В своих произведениях ставил и решал самые актуальные вопросы из народной жизни.

В жизни Салмана Озиева был период, когда вместо книги он пришлось взять в руки оружие.  В годы гражданской войны он, вместе с взрослыми, принимает активное участие в обороне с.Насыр-Корт от  наступавшей деникинской армии, был контужен в бою. О своем ранении Озиев Салман рассказывает о своем ранении в гражданской войне.  При обороне Насыр-Корта от деникенцев, ранение получил Кокурхоев Мухьаммад Товботович. Когда мы его вытаскивали из-под обстрела снаряд из большого орудия взорвался недалеко от нас и меня сильно контузило, при этом я потерял слух на два уха. С тех пор, ничего не слыша, я остался наедине со своим творчеством с ручкой и тетрадью, не имея возможности разговаривать с другими. Когда Кокорхоев Магомед выздоровил, он пришел ко мне чтобы побрататься по древнему ингушскому обычаю.  С тех пор мы жили друзьями подкрепленной клятвой.  

В 1928 году во Владикавказе  состоялась  первая конференции ингушских писателей и поэтов. На этой конференции была образована «Ассоциация ингушских писателей и поэтов» с правлением из пяти человек – Т.Д. Беков (председатель) и члены правления – М.Д.Аушев, Х.С.Осмиев, С.И.Озиев, Е.Ежский. Через первую ингушскую газету «Сердало» Ассоциация выступила с «Обращением к ингушской молодежи» с призывом обучаться ингушской и русской письменности и писать литературные произведения.

Вторая конференция ингушских писателей и поэтов прошла в 1930 г. во Владикавказе. Было избрано новое правления писателей из пяти человек – З.К. Мальсагов (председатель) и члены правления – О.А.Мальсагов, Л.П.Семенов, Х.-Б.Ахриев, С.И.Озиев. Были учреждены программа и  устав Ассоциации.

1934 году в Москве прошел 1-й съезд советских писателей и поэтов объединивший творческие союзы литераторов в один Союз писателей СССР, председателем Союза был избран писатель А.М.Горький. С этого года в Союз писателей СССР, наравне с Базоркином Идрисом и Муталиевым Хаджи-Бекиром, входил Озиев Салман Исмаилович.

23 февраля 1944 года Озиева Салмана подвергают репрессиям и вместе с своим народом депортируют в Казахстан. Там семью Озиевых власти на местах распределяют в Кустанайскую область в колохоз с.Трактовая. Будучи грамотным правление колхоза поручает ему работу учетчика.

«Трудно было, — рассказывает Озиев Салман, — смотреть как от голода и болезней умирало много людей. Зарплату не давали в колхозе, где я работал, вместо этого давали зерно, чтоб семья не умерла с голода».

С трудом выбив разрешения у коменданта семья Озиевых перезжает в город Ош Киргизскоой АССР. Там Озиев Салман устраивается инспектором Ошского образовательного отдела. Из-за хорошего знания своей работы и ответсвенности его повышают на должности.

Находясь в депортации Озиев Салман продолжает заниматься литературной деятельностью и пишет поэму на ингушской языке «Тамаш яр», где повествует о трагедии народа и трудностях переживаемых ингушами в Средней Азии.

В1948 году, с разрешения властей, в Ошском педагогическом институте он открывает курсы по подготовке учителей русского языка где преподает основы школьной педагогики. Педагогическую деятельность он совмещает сотрудничством с Союзом писателей Киргизии.

В 1957 году после реабилитации ингушского народа Озиев Салман возвращается на родину, в Ингушетию.

«В эти 13 лет на чужбине мысли о родном крае не покидали меня, — рассказывает Салман. – я понимал огромную важность и необходимость публикации произведений наших писателей и поэтов, школьных учебников для детей и переводы произведений русских классиков на ингушский язык – дать знания  подрастающему поколению. Все задуманное я начал воплощать в жизнь как только приехал на родину». 

Возвратившийсь на родину Озиев Салман активно включаетсяся в литературную жизнь Ингушетии. Устраивается главным редактором в чечено-ингушском книжном издательстве. Пишет учебники по ингушскому языку для школьников средних и высших классов.

Временами, из-за переутомления и отдачи всего себя работе, организм Озиева Салмана не справляется, приходится делать длительные перерывы  оставляя работу, чтоб заново набравшись сил и подлечившись, снова заняться своим любимым делом.

Озиев Салман устраивается в Педагогический институт. Там он преподает студентам ингушский язык. В 1963 году из-за нехватки времени оставив преподовательскую деятельность Озиев Салман всего сябя посвящает литературной работе.

 Своей яркой жизнью он доказал, что тот, кто постоянно трудится, находится в неустанном движении и посвящает себя своему народу и Родине, выживет в самых трудных ситуациях и проживет долго как прожил Озиев Салман.

Мы должны чаще задумываться о жизни. Надо быть внимательными к своим мыслям и словам. Надо сохранять чистоту внутри себя.  

Дала гешт долда цунна, Дала къахетам болба.

Источник: «К 115-летию Салмана Озиева» Гос.архив Республики Ингушетия http://www.ingarchive.ru/novosti/k-115-letiyu-salmana-ozieva.html